История парусного туризма на надувных катамаранх.



На первый взгляд определение "парусный туризм" не вызывает никаких дополнительных
вопросов и в нем нет никаких противоречий. Все ясно - тот, кто проводит свой досуг
в путешествиях под парусом, и есть "парусный турист" или "турист-парусник".
Однако, спросите у любого яхтсмена, вернувшегося из сколько-нибудь продолжительного
круиза: "Вы турист-парусник?" И получите отрицательный ответ. Никто из крейсеристов,
путешествующих по Днепру или вокруг света, не относит себя к туристам-парусникам.
Так что же такое "парусный туризм"? Откуда он взялся и куда исчез?

Как организованное явление парусный туризм сформировался в 70-е годы ушедшего
столетия. Влекомые романтикой парусных путешествий жители крупных городов,
удаленных от "большой воды", и не имеющие возможности попасть в элитные
ведомственные яхт-клубы, стали проектировать и строить яхты. Яхты, которые могли
храниться в городской малогабаритной квартире. Всеобщий дефицит промышленных
товаров в сочетании с возможностью "достать" почти бесплатно любые материалы,
вплоть до сверхсекретных военно-космических, и избытком невостребованного
инженерно-конструкторского потенциала привел к всплеску технического творчества в
малом яхтостроении. Во время отпуска владельцы грузили свои суда на поезда, автобусы,
самолеты и отправлялись в путешествие к любым водоемам. У самых глухих берегов,
никогда не видевших парусов, стали появляться красивые яхты.
Необходимо отметить, что парусный туризм был характерен лишь для СССР, или, если
хотите, для Восточной Европы. В Западной Европе приблизительно в те же годы был
создан большой флот трейлерных микрокрейсеров, В 1976 году французский журнал
"Bateaux" провел первые гонки в классе "мик-ро", а тремя годами раньше на Вуок-синских
плесах в Ленинградской области прошли первые соревнования туристов-парусников на
призы журнала "Катера и яхты".
Шли годы. К началу 90-х годов парусный туризм достиг вершины своего . развития.
Отечественная промышленность наладила массовый выпуск разборных судов в Ташкенте
и Подмосковье. Среди самодеятельных конструкторов сложились "классические школы"
дизайна: перегудовская, братьев Успенских, Козлова, Кузнецова, Святенко (Москва),
феденюковская (Луганск), Кулика (Краснодар-Новосибирск). Сложился традиционный
календарь крупнейших соревнований по парусному туризму: на призы журнала "Катера и яхты"
в Кавголово или Лосева под Петербургом, ралли в Конаково (Подмосковье), Кубок Донбасса
в Донецкой или Харьковской областях, ралли Азовского и ралли Новосибирского морей,
ралли Черного моря. Исчезла невероятная пестрота конструкций и разборные яхты приобрели
логически завершенный вид. Появились книги, посвященные парусному туризму, а также
официально утвержденные правила проведения походов и соревнований. Во многих
городах действовали сильные клубы туристов-парусников. В Украине парусный туризм
получил развитие в Донецке и области, в чем немалая заслуга бессменного организатора
и главного судьи всех крупных украинских соревнований Игоря Михайловича Крыгина.
В Луганске он развивался стараниями Виктора Феденюка, Анатолия Рагули-на, в Харькове
благодаря Михаилу Холодову, Александру Коломойцу, Владимиру Кривцову. В Киеве
парусный туризм продвигали Александр Лукьянов, Алескандр Кондауров, Игорь Филь.
В других городах Украины организованных коллективов туристов-парусников не было,
хотя временами появлялись отдельные команды. Бурно развивающийся на востоке Украины
парусный туризм тяготел к Азовскому морю. Это море обладало благоприятными для
развития парусного туризма качествами: свободный режим плавания, сильные ветры,
удобные берега, теплая вода. Из Мариуполя начинались маршруты не только донецких,
харьковских и луганских туристов, но и многих московских и питерских групп. Более
двадцати лет здесь стартовали или финишировали экстремальные ралли Азовского,
а с 1994 года - Азовского и Черного морей. Отсюда начинались и морские пути в "Мекку"
парусного туризма - полуостров Казантип. С тех пор многое изменилось. Исчезли "залежи"
бросовых материалов, возникли маленькие частные верфи, со стапелей которых сходят
великолепные разборные парусники, стоимость которых почти сравнялась с ценой
небольшого "крейсера". Вместо доступности парусного туризма на первый план выступило
другое его качество— мобильность. Как оказалось, люди, которые по своему социальному
статусу могут позволить себе в наше время отдых под парусами, весьма ограничены во
времени. Поэтому многие шикарные "крейсеры" с неограниченным районом плавания
обречены быть вечно стоящей у пирса плавучей дачей, в лучшем случае - с
непродолжительными выходами недалеко от базы. Разрешить эту проблему помогает
парусный туризм на разборных судах. Перебрасывая яхту в нужную точку воздушным
или наземным транспортом, яхтсмен может не тратить время на длительные переходы.
К примеру в сезон 2000 года меньше чем за месяц наша команда успела провести выезд
на Черное море с обеспечением погружений аквалангистов у м, Карадаг и в Новом Свете
и поход по островам северной Ладоги с экскурсиями по валаамским святыням, укреплениям
линии Ман-нергейма и по Санкт-Петербургу, В наше время для туристов-парусников
Украины, да и для всех других яхтсменов настали тяжелые времена. Казалось бы времена
шпиономании прошли, однако пограничный режим на черноморском побережье стал даже
строже, чем при "железном занавесе". А известные случаи с расстрелом российских и
турецких рыболовецких судов показывают, что пограничники не шутят - потопят и своих
без лишних сентиментов.
Азовское море тоже внезапно оказалось приграничным, причем с нечетким статусом
территориальных вод и неясной демаркацией границы. Движение маломеров разрешено
только в светлое время суток, причаливание вне оборудованных причалов запрещено, а
сами погранзаставы расположены так далеко друг от друга, что за светлое время не
доберешься никак. Так что приходится или нарушать, уповая на дефицит топлива у
пограничников, или забыть старый добрый Азов -колыбель украинского парусного
туризма и искать новые маршруты за границей. Например, в России или в других странах,
(почему-бы и не Израиль) где к яхтсменам относятся уважительнее. Исчезла и жемчужина
Азова - Казантип. То есть физически этот полуостров конечно существует, но там нашли нефть,
а чтобы никто не мешал ее спокойно добывать, узкую полосу побережья вокруг этого древнего
кораллового атолла объявили "Казантипским природным заповедником". Внутри него высятся
десятки нефтедобывающих установок, а подступы с моря надежно оберегают от вторжения
потенциальных "губителей природы под парусами" отряды военизированных охранников
"заповедного режима". Не способствуют процветанию парусного туризма в Украине и такие
нововведения, как новые ставки налогов на транспорт, распространившиеся и на надувные
плавсредства, баснословные пошлины на оформление документов и требование командования
погранвойск иметь морские радиостанции даже на самых малых яхтах прибрежного плавания.
Но все эти обстоятельства не являются причиной того, чтобы разборные яхты пылились на
чердаках и антресолях. Благо, у туриста-парусника всегда остается возможность выбирать.
Если условия плавания по нашим украинским морям стали невыносимы, так в других странах
тоже есть моря и озера, а службы береговой охраны там созданы для того, чтобы способствовать
мореплаванию, а не препятствовать ему. Если оплатить получение всех необходимых для
хождения по украинским водам документов вам не по карману, несложно найти воды, где
у вас никто никогда не спросит никаких бумаг. А если захотите - то и таких, где за время
своего путешествия вы вообще никого не встретите. Поначалу с наших акваторий исчезли
разборные яхты с московскими и ленинградскими номерами на парусах, ранее составлявших
значительную флотилию у берегов Казантипа, поредели украинские вымпелы на Азове.
А в 2000-ом оборвалась и долгая история "Ралли Азовского и Черного моря", гордости
украинского парусного туризма. Думаете, это упадок? Совсем нет, даже наоборот.
По крайней мере, у нас в Харькове наблюдается подъем активности туристов-парусников.
Сходят со стапелей новые яхты, разрабатываются новые конструкции, осваиваются
новые акватории. Все больше харьковских разборных яхт можно встретить на берегах
озер и морей российского севера, на Байкале, на Каспии. Но два раза в год все
туристы-парусники Украины собираются на родной земле. В конце мая на акватории
Краснооскольского водохранилища, что на стыке Харьковской, Донецкой и Луганской
областей, разыгрывается старинный переходящий приз по парусному туризму - Кубок
Донбасса. Экипажи из Киева, Житомира, Бо-ярки, Донецка и городов Донецкого региона,
Харькова и Луганска собираются здесь не только и не столько в надежде отчеканить свои
имена на серебряной модели летящего по хрустальным волнам парусника, сколько для того,
чтобы обсудить в кругу друзей и коллег планы на новую навигацию, поделиться
техническими новинками и навигационным опытом. Рассказ об этом существующем
уже третье десятилетие парусном фестивале - отдельная тема.
Второй раз встречаются парусные туристы в конце года. Гостеприимные двери луганского
клуба "Пещера" открываются на праздник покровителя мореплавания Св. Николая для тех,
кто связал свою жизнь с альтернативными видами яхтинга, в том числе и парусным
туризмом. В этой "пещере" рождались самые удивительные и фантастические проекты,
и что поразительно - многие из них были осуществлены.
Здесь строятся планы на будущее, а еще здесь вспоминают, вспоминают те времена, когда
туристы поднимали паруса с надеждой на то, что успех путешествия зависит только
от них самих.

Евгений Антонов

Спасибо Боцман за хорошую статью

Пишите сюда


Hosted by uCoz